Расположен в северной части города, является главным сооружением привокзальной площади. Построен в 1930-34 гг. по проекту московского архитектора В. М. Каверинского. Кирпичное здание оштукатурено “под шубу”. В главном пассажирском зале интерьеры перестроены в 1950-х гг. в связи с изменением конструкции перекрытия (установлены промежуточные колонны). Одно из наиболее значительных общественных сооружений города, выполненное в формах конструктивизма.
Вокзал расположен с одной стороны железнодорожных путей, т.е. принадлежит к “береговому” типу. Связь с платформами осуществляется с помощью тоннелей. К протяженному прямоугольному одноэтажному объему пассажирского зала на флангах примыкают поперечно ориентированные трехэтажные корпуса, где размещены вокзальные службы и лестничные клетки. При этом фасад узкого левого (со стороны площади) корпуса находится в плоскости фасада основного объема, а более широкий правый корпус выступает в виде ризалита. Подчеркнутый геометризм объемов усиливается благодаря применению различной формы окон: широких вертикальных, горизонтальных, узких вертикальных, освещающих лестничные клетки, и круглых. Главный вход в здание расположен между двумя низкими полукруглыми эркерами. Этот композиционный акцент сильно сдвинут влево с центра фасада. Площадка перед входом перекрыта консольными бетонным козырьком, как бы прорезающим объем эркеров.
Пространство основного объема занято огромным пассажирским залом, разделенным на две различные по функции части поперечной перегородкой с широкими проходами. В левой расположены пригородные кассы и выходы в город, на перрон, в ресторан и т.д.; в правой - зал ожидания. В подвальном этаже, куда ведут расположенные в эркерах лестницы, находятся камера хранения и другие подсобные помещения.
Библиография: Рабочий край. 1930. 21 июля; 1931. 15 июля; Соловьев А.И., 1987; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 1. М., 1998. С. 171-172.
Постоянная ссылка:
http://svodokn.ru/object/110402162?open=true